Как вырастить здорового ребёнка в социальном и эмоциональном плане.
Дети рождаются с потребностью и желанием общаться с окружающим миром. Когда между родителями и ребёнком с самого рождения устанавливаются хорошие отношения, дети чувствуют себя в безопасности. Это способствует формированию здорового социального и эмоционального поведения и влияет на то, как дети будут воспринимать мир, понимать себя, управлять своими эмоциями и строить хорошие отношения с окружающими людьми.
Социальное и эмоциональное развитие включает в себя социальное взаимодействие, эмоциональную осознанность и самоконтроль. Ниже представлены примеры важных аспектов социального и эмоционального развития детей младшего возраста.
Социальное взаимодействие фокусируется на взаимоотношениях с окружающими, включая как взрослых, так и сверстников. Если ребёнок социально развит, он учится что-то делать по очереди, помогать друзьям, играть вместе и общаться.
Эмоциональное осознание включает в себя способность осознавать и понимать свои и чужие чувства и действия, а также какое влияние они оказывают как на нас, так и на окружающих.
Самоконтроль – это способность выражать свои мысли, чувства в социально приемлемом ключе. Умение оставаться спокойным, даже если злишься или волнуешься, а также концентрироваться на сложных задачах – всё это примеры самоконтроля.
Родители и семьи играют важную роль в развитии социальных и эмоциональных навыков своих детей. Поддержка развития этих навыков сложна и полезна одновременно. Критически важным для оказания поддержки являются реалистичные ожидания от детского развития в разном возрасте. Реалистичные представления о том, когда младенцы способны выражать эмоции (подсказка: рано!), насколько легко ребёнку, который только начинает ходить, даётся соблюдение очерёдности, когда дети способны следовать простым указаниям, что приносит им и их родителям больше радости, чем разочарования.
И помните: каждый ребёнок развивается индивидуально, у каждого есть собственные потребности и подходы к обучению. Если вы будете знать, что требуется именно вашему ребёнку и будете подстраиваться под его потребности, то это поможет вам наладить хорошие взаимоотношения в будущем. Однако если вы переживаете по поводу плохих отношений с ребёнком, то ни в коем случае не откладывайте разговор со специалистом! Чем раньше начнёте, тем быстрее всё наладится. Помните: вы знаете своего ребёнка лучше всех.
Ниже приведены заметки в зависимости от возраста (младенцы, малыши, которые делают первые шаги, дошкольники) с целью помочь родителям и семьям поддержать социальное и эмоциональное развитие своего ребёнка, воспитать в нём способность строить здоровые отношения, научить справляться с проблемами, чтоб в будущем ребёнок смог себя полностью реализовать.
Советы для родителей малышей:
Создайте предсказуемую, благоприятную среду: если ребёнок чувствует себя в безопасности и ощущает, что его в этой семье любят, то он с бОльшим воодушевлением учится, играет и развивается.
• Обнимайте, создавайте уют, разговаривайте и играйте со своим малышом во время кормления, переодевания, укладывания спать, купания и остальных повседневных действий.
• Разговаривайте, читайте и пойте вместе каждый день. Младенцы учатся во время взаимодействия с окружающими их людьми.
• Создавайте для ребенка предсказуемый распорядок дня: засыпание, кормление, купание, одевание, прогулка. Если ребёнок знает что его ждёт, то чувствует себя в безопасности, уверен в себе и чувствует, что всё под контролем.
• Ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новому человеку. Любимая мягкая игрушка поможет ему справиться с незнакомой ситуацией. Следите за своим отношением к новому человеку, так как ребёнок очень хорошо чувствует малейшую неприязнь или беспокойство, которое может отражаться на вашем лице или через язык тела.
Поддерживайте ребёнка в развитии социальных навыков: социальные навыки имеют большое значение в долгосрочной перспективе, в ощущении уверенности и самореализации. Дети начинают осваивать эти навыки с младенчества.
• Играйте с ребёнком в простые игры, такие как прятки или салки. Эти игры будут интересны для ребёнка, они помогут поделиться радостью, которая является основой для развития правильного социального поведения.
• Станьте для ребёнка примером в проявлении эмоций. Даже будучи совсем маленьким, ребёнок учится, глядя на вас. Спокойно реагировать на разные ситуации, радоваться, показывать как сильно вы любите своего ребёнка – всё это покажет им какое поведение правильное и чего ждать от будущих взаимоотношений с окружающими.
• Повторяйте выражения лица своего ребёнка и подражайте звукам, которые он издаёт. Подражание – это важный навык, который лежит в основе взаимоотношений с окружающими в будущем.
Распознавайте и обсуждайте эмоции: позволяя проявлять эмоции детям, как позитивные, так и негативные, вы способствуете его здоровому эмоциональному развитию. Ваш опыт может влиять на то, как будет проявлять свои эмоции ваш ребёнок и ваши близкие. Важно ценить их проявление, даже если они отличаются от наших советов.
• Говорите ребёнку, какие эмоции он чувствует на ваш взгляд в определённый момент. Например: «Ты выглядишь грустным. Давай подумаем как мы можем поднять тебе настроение». Ваш ребёнок будет знать, что вы обращаете внимание на его потребности и будет стараться быть поближе к вам.
• Научите своего ребёнка успокаиваться самостоятельно и хвалите его за это. Нормально, если он сосёт палец или кулачок. Сосание помогает детям успокоиться и это первый шаг по контролю собственных эмоций.
• Научитесь предугадывать мысли своего ребёнка. Он может чувствовать огромное количество эмоций с самого раннего возраста. Обращайте внимание на его поведение и на то, что этому предшествовало,так вы сможете более уверенно действовать и реагировать.
• Если ребёнок вам улыбается, то он готов к общению! Улыбайтесь ему в ответ, разговаривайте, пойте и взаимодействуйте с ним.
• Если ребёнок плачет или кричит, оборачивается и тяжело дышит, то возможно он чем-то потрясён, поэтому разрядите обстановку, разговаривая с ним мягко, покачивайте его из стороны в сторону, перепеленайте его и обнимите.
Заметки для малышей, которые делают первые шаги:
Многие заметки для младенцев подходят и для малышей, которые учатся ходить. Ниже представлены дополнительные заметки по развлечениям, которые вы можете использовать уже сегодня.
Создайте предсказуемую, благоприятную среду:
• Пойте ребёнку песни из своего детства или придумайте ваш фирменный парный танец, чтоб привнести разнообразие в ежедневность. Это важный культурный момент, ребёнок будет чувствовать себя счастливее. Чёткое понимание культуры помогает осознавать себя и развивает самооценку.
• Обеспечьте ребёнка подходящими его возрасту игрушками и книгами, которые он сможет изучать, не причиняя себе вред.
• Ежедневные предсказуемые действия подарят вашему ребёнку ощущение безопасности, любви. Например, если вы купаете ребёнка, то после этого читайте ему книгу каждый раз, можно перед сном, но желательно в одно и то же время.
• Чем ребёнок старше, тем больше и дальше он будет ходить. Будьте поблизости, чтоб ребёнок знал, что вы рядом и чувствовал себя в безопасности.
Поддерживайте ребёнка в развитии социальных навыков: реалистичные ожидания от поведения ребёнка, делающего первые шаги, могут облегчить ваши дни. Например, большинство малышей в этом возрасте начинают понимать, что приходится делиться именно при возникновении конфликтной ситуации на почве этого. Потребуется время и практика, чтоб ребёнок научился понимать, как играть по очереди.
• Дружба ровесников в этот период поможет научиться играть по очереди, делиться, решать конфликты и наслаждаться проведённым временем. Для малышей этого возраста абсолютно нормально не хотеть делиться и играть не со всеми вместе, а отдельно от других.
• Перед тем, как пригласить друга вашего ребёнка к себе в гости, договоритесь со своим ребёнком какую игрушку отложить, чтобы показать, что не обязательно показывать все свои игрушки.
• Помните, что маленьким детям сложно делиться. Старайтесь найти баланс в том, чтоб научить ребёнка делиться самому и возвращать то, чем с ним поделились другие.
Распознавайте и обсуждайте эмоции:
• Проговаривайте чувства и эмоции со своим ребёнком, это поможет ему выражать свои чувства в будущем. Если два ребёнка начинают ругаться из-за одной игрушки, вы можете сказать: «Они злятся. Как думаешь, действительно ли им обоим нужна эта игрушка?»
• Когда вы проводите время со своим ребёнком, проговаривайте ему свои эмоции и чувства на этот счёт, чтоб он видел пример обсуждений этой темы. Вы можете сказать: «Как же тепло и уютно, когда мы читаем с тобой сказки перед сном!» или «Как же трудно ждать свою очередь, чтоб поиграть грузовиком, поэтому, пока я жду, поиграю в кубики».
• Вы можете помочь ребёнку лучше понимать чувства других, если будете обсуждать и описывать их. Например, когда читаете книгу, описывайте характеры героев и обсуждайте какие чувства могли вызвать их поступки у них и у окружающих. Примерно так: «Кролик побежал так быстро! Наверное, ему страшно».
Поощрение хорошего поведения и использование позитивного подкрепления:
Одна из самых важных вещей, которые родители могут сделать для своего ребёнка - это чётко обозначить, что ему можно. Кроме того, если вы будете замечать и поощрять хорошее поведение, то ребёнок будет стремиться и дальше вести себя так же. Если вы знаете, как ребёнок развивается в определённом возрасте, то знаете, что от него ожидать. Например, двухлетний ребёнок постоянно пытается изучить что его окружает и находится в движении. Ему так много нужно всего узнать, что даже не пытайтесь удержать его на месте. Когда он всё-таки на какое-то время присядет, постарайтесь занять его руки и ум чтением забавной истории или игрой.
• Замечайте хорошее настроение своего ребёнка. Например, хвалите его, когда он хорошо играет с ровесником, делится игрушками, идёт на уступки.
• Установите понятные границы в поведении ребёнка и показывайте дальнейшие шаги. Например, «Ты толкнул Максима, и он заплакал. Ему стало больно, поэтому он расстроился. Давай извинимся перед ним». Используйте сложные моменты как возможность более доходчиво объяснить что-то, однако сначала решите саму ситуацию.
• Ближе к дошкольному возрасту ребёнка можно начать привлекать к домашним делам, например, к наведению порядка в его вещах. Это должно ему нравиться. Хвалите ребёнка за то, что он помогает, отмечая именно его желание помочь и то, к чему это привело («Ты помог сделать уборку! Я так тобой горжусь».)