Top.Mail.Ru
Как вырастить здорового ребёнка в социальном и эмоциональном плане.
Дети рождаются с потребностью и желанием общаться с окружающим миром. Когда между родителями и ребёнком с самого рождения устанавливаются хорошие отношения, дети чувствуют себя в безопасности. Это способствует формированию здорового социального и эмоционального поведения и влияет на то, как дети будут воспринимать мир, понимать себя, управлять своими эмоциями и строить хорошие отношения с окружающими людьми.

Социальное и эмоциональное развитие включает в себя социальное взаимодействие, эмоциональную осознанность и самоконтроль. Ниже представлены примеры важных аспектов социального и эмоционального развития детей младшего возраста.

Социальное взаимодействие фокусируется на взаимоотношениях с окружающими, включая как взрослых, так и сверстников. Если ребёнок социально развит, он учится что-то делать по очереди, помогать друзьям, играть вместе и общаться.

Эмоциональное осознание включает в себя способность осознавать и понимать свои и чужие чувства и действия, а также какое влияние они оказывают как на нас, так и на окружающих.

Самоконтроль – это способность выражать свои мысли, чувства в социально приемлемом ключе. Умение оставаться спокойным, даже если злишься или волнуешься, а также концентрироваться на сложных задачах – всё это примеры самоконтроля.

Родители и семьи играют важную роль в развитии социальных и эмоциональных навыков своих детей. Поддержка развития этих навыков сложна и полезна одновременно. Критически важным для оказания поддержки являются реалистичные ожидания от детского развития в разном возрасте. Реалистичные представления о том, когда младенцы способны выражать эмоции (подсказка: рано!), насколько легко ребёнку, который только начинает ходить, даётся соблюдение очерёдности, когда дети способны следовать простым указаниям, что приносит им и их родителям больше радости, чем разочарования.

И помните: каждый ребёнок развивается индивидуально, у каждого есть собственные потребности и подходы к обучению. Если вы будете знать, что требуется именно вашему ребёнку и будете подстраиваться под его потребности, то это поможет вам наладить хорошие взаимоотношения в будущем. Однако если вы переживаете по поводу плохих отношений с ребёнком, то ни в коем случае не откладывайте разговор со специалистом! Чем раньше начнёте, тем быстрее всё наладится. Помните: вы знаете своего ребёнка лучше всех.

Ниже приведены заметки в зависимости от возраста (младенцы, малыши, которые делают первые шаги, дошкольники) с целью помочь родителям и семьям поддержать социальное и эмоциональное развитие своего ребёнка, воспитать в нём способность строить здоровые отношения, научить справляться с проблемами, чтоб в будущем ребёнок смог себя полностью реализовать.

Советы для родителей малышей:

Создайте предсказуемую, благоприятную среду: если ребёнок чувствует себя в безопасности и ощущает, что его в этой семье любят, то он с бОльшим воодушевлением учится, играет и развивается.

• Обнимайте, создавайте уют, разговаривайте и играйте со своим малышом во время кормления, переодевания, укладывания спать, купания и остальных повседневных действий.

• Разговаривайте, читайте и пойте вместе каждый день. Младенцы учатся во время взаимодействия с окружающими их людьми.

• Создавайте для ребенка предсказуемый распорядок дня: засыпание, кормление, купание, одевание, прогулка. Если ребёнок знает что его ждёт, то чувствует себя в безопасности, уверен в себе и чувствует, что всё под контролем.

• Ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новому человеку. Любимая мягкая игрушка поможет ему справиться с незнакомой ситуацией. Следите за своим отношением к новому человеку, так как ребёнок очень хорошо чувствует малейшую неприязнь или беспокойство, которое может отражаться на вашем лице или через язык тела.

Поддерживайте ребёнка в развитии социальных навыков: социальные навыки имеют большое значение в долгосрочной перспективе, в ощущении уверенности и самореализации. Дети начинают осваивать эти навыки с младенчества.

• Играйте с ребёнком в простые игры, такие как прятки или салки. Эти игры будут интересны для ребёнка, они помогут поделиться радостью, которая является основой для развития правильного социального поведения.

• Станьте для ребёнка примером в проявлении эмоций. Даже будучи совсем маленьким, ребёнок учится, глядя на вас. Спокойно реагировать на разные ситуации, радоваться, показывать как сильно вы любите своего ребёнка – всё это покажет им какое поведение правильное и чего ждать от будущих взаимоотношений с окружающими.

• Повторяйте выражения лица своего ребёнка и подражайте звукам,
которые он издаёт. Подражание – это важный навык, который лежит в основе взаимоотношений с окружающими в будущем.

Распознавайте и обсуждайте эмоции: позволяя проявлять эмоции детям, как позитивные, так и негативные, вы способствуете его здоровому эмоциональному развитию. Ваш опыт может влиять на то, как будет проявлять свои эмоции ваш ребёнок и ваши близкие. Важно ценить их проявление, даже если они отличаются от наших советов.

• Говорите ребёнку, какие эмоции он чувствует на ваш взгляд в определённый момент.
Например: «Ты выглядишь грустным. Давай подумаем как мы можем поднять тебе настроение». Ваш ребёнок будет знать, что вы обращаете внимание на его потребности и будет стараться быть поближе к вам.

• Научите своего ребёнка успокаиваться самостоятельно и хвалите его за это. Нормально, если он сосёт палец или кулачок. Сосание помогает детям успокоиться и это первый шаг по контролю собственных эмоций.

• Научитесь предугадывать мысли своего ребёнка. Он может чувствовать огромное количество эмоций с самого раннего возраста. Обращайте внимание на его поведение и на то, что этому предшествовало,так вы сможете более уверенно действовать и реагировать.

• Если ребёнок вам улыбается, то он готов к общению! Улыбайтесь ему в ответ, разговаривайте, пойте и взаимодействуйте с ним.

• Если ребёнок плачет или кричит, оборачивается и тяжело дышит, то возможно он чем-то потрясён, поэтому разрядите обстановку, разговаривая с ним мягко, покачивайте его из стороны в сторону, перепеленайте его и обнимите.

Заметки для малышей, которые делают первые шаги:

Многие заметки для младенцев подходят и для малышей, которые учатся ходить. Ниже представлены дополнительные заметки по развлечениям, которые вы можете использовать уже сегодня.

Создайте предсказуемую, благоприятную среду:

• Пойте ребёнку песни из своего детства или придумайте ваш фирменный парный танец, чтоб привнести разнообразие в ежедневность. Это важный культурный момент, ребёнок будет чувствовать себя счастливее. Чёткое понимание культуры помогает осознавать себя и развивает самооценку.

• Обеспечьте ребёнка подходящими его возрасту игрушками и книгами, которые он сможет изучать, не причиняя себе вред.

• Ежедневные предсказуемые действия подарят вашему ребёнку ощущение безопасности, любви. Например, если вы купаете ребёнка, то после этого читайте ему книгу каждый раз, можно перед сном, но желательно в одно и то же время.

• Чем ребёнок старше, тем больше и дальше он будет ходить. Будьте поблизости, чтоб ребёнок знал, что вы рядом и чувствовал себя в безопасности.

Поддерживайте ребёнка в развитии социальных навыков: реалистичные ожидания от поведения ребёнка, делающего первые шаги, могут облегчить ваши дни. Например, большинство малышей в этом возрасте начинают понимать, что приходится делиться именно при возникновении конфликтной ситуации на почве этого. Потребуется время и практика, чтоб ребёнок научился понимать, как играть по очереди.

• Дружба ровесников в этот период поможет научиться играть по очереди, делиться, решать конфликты и наслаждаться проведённым временем.
Для малышей этого возраста абсолютно нормально не хотеть делиться и играть не со всеми вместе, а отдельно от других.

• Перед тем, как пригласить друга вашего ребёнка к себе в гости, договоритесь со своим ребёнком какую игрушку отложить, чтобы показать, что не обязательно показывать все свои игрушки.

• Помните, что маленьким детям сложно делиться. Старайтесь найти баланс в том, чтоб научить ребёнка делиться самому и возвращать то, чем с ним поделились другие.

Распознавайте и обсуждайте эмоции:


• Проговаривайте чувства и эмоции со своим ребёнком, это поможет ему выражать свои чувства в будущем. Если два ребёнка начинают ругаться из-за одной игрушки, вы можете сказать: «Они злятся. Как думаешь, действительно ли им обоим нужна эта игрушка?»

• Когда вы проводите время со своим ребёнком, проговаривайте ему свои эмоции и чувства на этот счёт, чтоб он видел пример обсуждений этой темы. Вы можете сказать: «Как же тепло и уютно, когда мы читаем с тобой сказки перед сном!» или «Как же трудно ждать свою очередь, чтоб поиграть грузовиком, поэтому, пока я жду, поиграю в кубики».

• Вы можете помочь ребёнку лучше понимать чувства других, если будете обсуждать и описывать их. Например, когда читаете книгу, описывайте характеры героев и обсуждайте какие чувства могли вызвать их поступки у них и у окружающих. Примерно так: «Кролик побежал так быстро! Наверное, ему страшно».

Поощрение хорошего поведения и использование позитивного подкрепления:

Одна из самых важных вещей, которые родители могут сделать для своего ребёнка - это чётко обозначить, что ему можно. Кроме того, если вы будете замечать и поощрять хорошее поведение, то ребёнок будет стремиться и дальше вести себя так же. Если вы знаете, как ребёнок развивается в определённом возрасте, то знаете, что от него ожидать. Например, двухлетний ребёнок постоянно пытается изучить что его окружает и находится в движении. Ему так много нужно всего узнать, что даже не пытайтесь удержать его на месте. Когда он всё-таки на какое-то время присядет, постарайтесь занять его руки и ум чтением забавной истории или игрой.

• Замечайте хорошее настроение своего ребёнка. Например, хвалите его, когда он хорошо играет с ровесником, делится игрушками, идёт на уступки.

• Установите понятные границы в поведении ребёнка и показывайте дальнейшие шаги. Например, «Ты толкнул Максима, и он заплакал. Ему стало больно, поэтому он расстроился. Давай извинимся перед ним». Используйте сложные моменты как возможность более доходчиво объяснить что-то, однако сначала решите саму ситуацию.

• Ближе к дошкольному возрасту ребёнка можно начать привлекать к домашним делам, например, к наведению порядка в его вещах. Это должно ему нравиться. Хвалите ребёнка за то, что он помогает, отмечая именно его желание помочь и то, к чему это привело («Ты помог сделать уборку! Я так тобой горжусь».)

Заметки для дошкольников

Многие заметки для малышей так же подходят и для дошкольников. Ниже представлены дополнительные пункты, которыми вы можете воспользоваться.

Создайте предсказуемую, благоприятную среду:

• Постарайтесь создать ежедневную рутину. Дети чувствуют себя в безопасности и считают, что всё под контролем, если знают, что за чем идет. Например, в ежедневные дела вашего ребёнка входят: завтрак, чистка зубов, посещение детского сада и дорога домой к бабушке. Если распорядок дня будет отличаться, то обсудите с ребёнком этот день с самого утра. Подготовьте расписание дня и прикрепите его на холодильник, или попросите воспитателя напомнить. Это поможет ребёнку чувствовать себя увереннее.

• Когда вы слушаете своего ребёнка и уважаете его слова, то ему понятно, что он вам важен. Когда дети растут, им важно уметь справляться со своими чувствами, если вдруг вы не можете уделить ему время немедленно, например, когда вы ухаживаете за другим ребёнком. Посмотрите в глаза своему ребёнку и скажите, что хотите ему помочь, но просите его спокойно подождать немножко, и вы обязательно ему поможете чуть позже. В таком случае ребёнок будет знать, что вы заботитесь о нём, даже если не можете уделить ему время в тот же момент.

Поддерживайте ребёнка в развитии социальных навыков:

• Старайтесь, чтоб ребёнок проявлял инициативу. Позволяйте ребёнку самому придумывать истории, дополняйте его историю, играйте вместе с ним. Например, если ваш ребёнок сочиняет, что он уже учится в школе, то играйте с ним, как будто вы тоже ученик, который учится с ним в одном классе и спросите его, во что вы будете играть.

• Если ваш ребёнок не ходит в детский сад, то постарайтесь найти возможность, чтоб он смог играть с другими детьми, например в парке, музее или библиотеке.

• Будьте готовы, что ребёнок копирует ваше поведение, как положительное, так и отрицательное. Так он учится социальным навыкам.
Формируйте чёткие социальные навыки у ребёнка через свою коммуникацию с другими и говорите ребёнку о том, что правильно и хорошо, а где можно было бы поступить лучше. Например, если кто-то подрезает вас на машине во время вашей поездки и вы из-за этого злитесь, вам следует объяснить ребёнку, что вот так реагировать не правильно.

Распознавайте и обсуждайте эмоции:


• По мере взросления ваш ребёнок усваивает базовые эмоции и приходит время поговорить с ним о более сложных эмоциях, таких как смущение.
Постарайтесь продемонстрировать эти эмоции на своём примере или у других детей и взрослых.

• Обсудите с дошкольником разницу между эмоциями и поведением, например, это нормально, если ты злишься, но существуют определённые правила выражения этих эмоций.

• Несмотря на то, что дошкольники более самостоятельны, чем новорожденные или малыши, которые делают первые шаги, им всё равно требуется помощь. Последовательно расскажите о своих планах и затем следуйте им («Я вернусь сразу же после того, как открою дверь»). Это поможет ребёнку чувствовать уверенность в том, что вы решаете свои вопросы и при этом делитесь с ним.

• Будьте чуткими, поддерживайте ребёнка. Дошкольники нуждаются в поцелуях и объятиях. Они сталкиваются со многими проблемами и им важно чувствовать себя уверенно, понимать, что происходит и знать, что их поддержат.

Поощрение хорошего поведения и использование позитивного подкрепления:

• Перед тем, как прекратить какое-то весёлое занятие, предупредите ребёнка об этом. Например: «Через пять минут тебе надо будет убрать свои игрушки и искупаться». Некоторым детям может потребоваться дополнительное напоминание, не обязательно словесно. Это может быть использование таймера на телефоне, касание плеча, взгляд. Попробуйте привнести элемент игры, если у ребёнка нет желания это делать. Например, если ребёнок не любит купаться, позвольте ему взять с собой игрушку, которую можно мочить в воде. Так же можно придумать какую-то игру во время купания.

• В дошкольном возрасте дети продолжают развивать свои навыки владения эмоциями. Иногда они сталкиваются с такими эмоциями, которые им сложно контролировать. Ниже некоторые подсказки вам в помощь.

• Сядьте рядом с ребёнком, дышите глубоко. Покажите ему, чтоб он положил руку себе на живот и начал считать свои вдохи и выдохи.

• Прорабатывайте эмоции вместе с ребёнком. Оставайтесь спокойными, даже если ваш ребёнок не спокоен. Оставайтесь рядом с ним, чтоб убедиться, что он не причинит вред ни себе, ни окружающим. После того, как он успокоится, проговорите с ним ситуацию и эмоции, которые он испытывал. Обсудите что именно его расстроило и как лучше будет себя повести в будущем. Попрактикуйте с ним эти эмоции, если он будет в хорошем настроении. Подарите ему много любви и поддержки.

• Потренируйте позитивное решение проблем, соблюдение очерёдности и взаимодействие. Например, представьте с вашим ребёнком ситуацию, когда другой ребёнок возьмёт его игрушку или воспитатель попросит сделать что-то такое, чего он делать не хочет. Проговорите как можно реагировать и как не стоит.

• Предоставьте вашему ребёнку весь спектр возможных вариантов. Делать выбор для ребёнка является чувством контроля, пока вы выполняете то, что ему хочется. Если вы просите ребёнка накрыть на стол, дайте ему возможность выбрать вилки, чашки, салфетки. Когда он одевается утром, предоставьте ему две вещи на выбор.

Из уст ребёнка…

• Я чувствую себя в безопасности, когда… Я могу положиться на тебя, знать, что ты поможешь, и когда ты встречаешь меня каждый день с улыбкой, полной любви.
• Я чувствую себя уверенно, когда… ты хвалишь меня за мои достижения и подбадриваешь, когда я учусь чему-то новому.
• Я чувствую себя услышанным, когда… ты смотришь мне в глаза, угадываешь мои мысли и чувства или находишь вещи, которые я ищу.
• Я чувствую себя защищённым, когда… я знаю чего ждать от грядущего дня, и когда мы обнявшись общаемся, читаем или поём песни.
• Я чувствую себя счастливым, когда… мы играем и веселимся, смеёмся и делаем всякие глупости вместе, а ещё когда делимся забавными историями.
• Я чувствую себя спокойным, когда… мне тепло, меня обнимают и мне комфортно.
• Я чувствую себя любимым, когда… ты заботишься обо мне, часто обнимаешь меня, говоришь ласково и спокойно.

Made on
Tilda