Существуют различные способы создать дома благоприятную обучающую среду, которая позволит вашему ребёнку активно участвовать в повседневной коммуникации, обмениваться информацией, рассказывать про чувства и эмоции.
Достаточно объяснить членам семьи, как правильно вести себя при общении, научиться обращать внимание на окружающую обстановку и скорректировать свой подход к коммуникации, чтобы максимально эффективно использовать все возможности для развития языковых навыков, необходимых в ребенку.
Эти советы помогут вам создать оптимальную среду для развития коммуникационных и языковых навыков у вашего малыша:
1. Грамотная коммуникация
• Попросите окружающих поворачиваться лицом к ребёнку при разговоре с ним, а также при необходимости повторять или перефразировать сказанное.
• Постарайтесь как можно больше времени проводить рядом с ребёнком, в его поле зрения. Это не только обеспечит максимальное качество звука при использовании слухового аппарата, но и позволит ему опираться на визуальные подсказки в виде вашей артикуляции, мимики или языка тела.
• Для развития коммуникационных навыков принципиально важна привычка говорить по очереди. При общении в группах просите окружающих говорить по очереди, а не одновременно. Практикуйтесь за столом, во время игры или когда принимаете гостей – так ребёнок не будет ощущать себя обделённым вниманием или как будто его интересы не учитываются. Постарайтесь взять за правило всегда дома говорить по очереди.
• При общении не садитесь и не вставайте спиной к источнику света, а также не поворачивайте ребёнка лицом к окну или яркому слепящему свету. Следите, чтобы лица всех участников беседы всегда были хорошо освещены: так будет легче видеть артикуляцию и считывать мимику. Если вы пользуетесь жестовым языком или применяете жесты в дополнение к устной речи, убедитесь, что ребёнок хорошо видит вас и прочих участников диалога.
• Если вы пользуетесь жестовым языком, попросите окружающих использовать его не только при общении непосредственно с вашим ребёнком, но и между собой. Это позволит ему получать коммуникационный опыт аналогичный тому, который получает слышащий ребёнок, когда случайно слышит обрывки чужих разговоров.
• Попросите людей, использующих жестовый язык, не носить одежду со сложным мелким узором – это может утяжелять восприятие жестов.
• Поддерживайте все попытки своего ребёнка общаться, активно на них отвечайте и всячески поощряйте. Старайтесь не говорить за ребёнка – это негативно скажется на его уверенности в своих навыках. Следите, чтобы ваши друзья и члены семьи придерживались тех же принципов.
• Создайте насыщенную языковую среду, где язык использовался бы для множества различных целей и где ребёнок смог бы постоянно наблюдать примеры эффективной коммуникации. Даже слышащие дети без особых потребностей или трудностей в обучении часто при поступлении в школу демонстрируют крайне ограниченный словарный запас, если в раннем детстве им недоставало качественного общения со взрослыми. Насыщенная языковая среда чрезвычайно важна для всех детей, но для глухих и слабослышащих – в особенности.
2. Обстановка дома
• Постарайтесь исключить фоновые шумы, которые усложняют восприятие речи. Если телевизор никто не смотрит, его лучше выключить. По возможности устраняйте другие источники фонового шума, например, не держите включённым радио. Когда вы играете с ребёнком или читаете ему, старайтесь минимизировать фоновые шумы.
• Обращайте внимание ребёнка на «бытовые» звуки. Попробуйте активно прислушиваться и научиться узнавать звуки пылесоса, стиральной машины и прочей техники. Может оказаться полезным сопроводить некоторые звуки визуальной индикацией – например, сделать так, чтобы при дверном или телефонном звонке мигала лампочка. В результате у ребёнка появится возможность естественным образом взаимодействовать с окружающей его действительностью, определять источник звуков и понимать их значение, как это делают слышащие дети.
• Постарайтесь сделать дом максимально комфортным с точки зрения акустики, по крайней мере в части помещений. Мода на жалюзи вместо занавесок, деревянные полы и кафельную плитку, конечно, делает квартиру модной и современной, но это не лучший вариант для эффективного восприятия звука! В помещениях с мягкой мебелью и поверхностями, которые поглощают звуки, а не отражают их, слышать и воспринимать информацию намного проще.
• Следите за тем, чтобы в доме был порядок и комфортная визуальная среда. Перегруженная деталями обстановка, так называемый визуальный мусор, может мешать детям концентрировать зрительное внимание. Стимулирующая, но неперегруженная среда особенно важна для развития фокуса у младенцев и маленьких детей.
• Обеспечьте ребёнку в течение дня периоды тишины, чтобы он мог передохнуть. Глухие и слабослышащие дети вынуждены сильнее концентрироваться на восприятии и понимании речи во время общения, чем дети без нарушения слуха, а значит, у них остаётся меньше энергии на другие занятия.
• Порой вы будете оказываться не в самой оптимальной аудио- и/или визуальной среде. В местах большого скопления людей или, например, на улице, где коммуникация может оказаться затруднена. Не волнуйтесь и будьте готовы выдумывать новое и адаптироваться! Просто старайтесь использовать все возможные способы коммуникации с ребёнком, даже если придётся несколько отойти от привычных вам моделей общения.
3. Использование повторяющихся действий для обучения языку и развития коммуникационных навыков
Развлечения типа встреч с друзьями или похода в парк могут послужить прекрасной возможностью привить ребёнку новые полезные коммуникативные навыки, закрепить старые и развить языковые способности. Но для этого полезны и привычные каждодневные дела, такие как:
• подъём, умывание, смена подгузника, одевание;
• приёмы пищи;
• работа по дому, например, уборка, мытьё посуды или загрузка посудомоечной машины, готовка, стирка;
• поход в магазин;
• вечернее купание;
• отход ко сну.
Эти повторяющиеся действия дают прекрасную возможность в расслабленной естественной обстановке познакомить ребёнка с новыми словами и закрепить их использование.
Главное – пользоваться любой возможностью для общения с ребёнком и, в первую очередь, отмечать его собственный вклад, активно реагировать на него и всячески поощрять. Вы оба должны получать от общения удовольствие. Точно так же вы бы вели себя и со слышащим ребёнком – разница лишь в том, что при общении с ребёнком с нарушениями слуха требуется уделять ему более пристальное внимание и постоянно активно отслеживать всё происходящее вокруг. Главное, помните, что общение и совместные занятия в первую очередь должны приносить вам радость, – не дайте нарушению слуха этому помешать.